Полная карта сайта
«КЭМПО - клуб каратэ кёкусинкай IFK,
 г.Полевской, Свердловской обл.»
КЭМПО - клуб карате киокушинкай IFK

Главная страница
сайта клуба КЕМПО

Новости
сайта

Каратэ
Кекусинкай

Клуб КЭМПО

Cайт.
История
и перспективы.

Город Полевской

Авторский раздел

Ссылки
по карате кекусинкай
и другим видам БИ,
по веб-дизайну
и веб-мастерингу

Общение
с автором сайта
и клубом КЕМПО






КЭМПО - клуб карате киокушинкай IFK
КЭМПО - клуб карате киокушинкай IFK



Кихон – душа каратэ.


Начиная заниматься каратэ, сразу сталкиваешься с изучением основ передвижения, принципами нанесения ударов. То есть, приходится заново учиться ходить и наносить удары. Только потом в этих движениях начинаешь узнавать знакомые стереотипы, но доведенные до совершенства. Экзаменационные требования, а в них базовая техника – Кихон, сгруппированы таким образом, чтобы с первых занятий начинать осваивать нужные двигательные навыки, которые в последствии будут закрепляться и совершенствоваться. Поэтому к обучению на ученические степени надо подходить особенно внимательно.

Кихон лучше изучать в традиционных для японских традиций каратэ комплексах – ката. Стив Арнейл провел колоссальную работу по классификации систематизации различных техник и создал стройную уникальную систему, пользуясь которой легко запомнить материал и использовать его для совершенствования техники.

Выполнение кихон-ката, стоя на месте и в перемещении с использованием различных стоек дает значительный эффект в формировании специальных навыков, так необходимых для реального боя – координации, равновесия, силы, концентрации, специального дыхания.

Не только у учеников, но даже у некоторых инструкторов иногда возникает мысль о никчемности шлифовки различных экзотических техник в трудных стойках и сложных перемещениях. Необходимо помнить, что каратэ – не спорт и не уличный бой, а боевое искусство. Совершенство различных техник каратэ должно достигаться не только через пот занимающегося, оно должно осуществляться в его душе и стать гармоничной частью сознания ученика. Базовая техника должна применяться самопроизвольно по мере необходимости. Мы никогда не знаем, что нас ждет и должны реагировать максимально быстро и эффективно. Необходимо научиться наносить удары не только прямо перед собой, но и в различных направлениях. Нужно использовать не только кулаки, но и все возможные ударные поверхности рук, ног, головы и тела. Очень часто в прикладном аспекте каратэ, техники, которые изучались как защитные, могут быть использованы для атак и ударов.

Огромное количество вариантов выполнения техник в различных стойках и перемещениях приводят к тому, что каратэ воспринимается как подсознательный выбор наиболее эффективного пути к победе. Сам выбор этого пути предполагает глубокую предварительную техническую и духовную работу. Эта работа подсознательно выводит человека на путь самосовершенствования, внося элементы творчества в боевое искусство. В том случае, когда техника выполняется уверенно, с полной силой и концентрацией, с хорошей устойчивостью, это выглядит красиво, а, значит, эффективно. Сочетание амплитуды движения, равновесия тела, скорости и концентрации обязательно создадут ту истинную гармонию движения, которая будет восприниматься со стороны как искусство.
Занятия Кихоном – это трудная, кропотливая, но в то же время полезная и интереснейшая работа. Кихон в рядах случаев способствует ускорению освоения элементов, качеству выполнения техники, формирует дух коллективизма. Совместная работа создает общую ауру зала, которая как бы объединяет учеников в общий духовный организм, способствуя их совершенствованию под руководством учителя. Стив Арнейл часто вспоминает, как много внимания уделял Кихону Масутацу Ояма. Выполняя кихон, он требовал максимальной духовной и физической концентрации, проверяя насколько тверды те или иные группы мышц ударами палки.
Эти тренировки были наиболее трудными для его учеников.После них работа в парах воспринималась как отдых. Работа в кихоне являлась базовой при подготовке японской команды к первому турниру с тайскими боксерами в конце 60-х годов. По словам Арнейла, японцы ударами разрывали мышцы соперников.

Техники, которые мы выполняем в кихоне, это техники, которые выполняются в идеальной стойке с идеальной траекторией с максимальной скоростью и силой. Техники исполняются в тишине без различных помех и раздражителей в полном духовном равновесии и максимальной духовной концентрации. Работа в кихоне – это идеал, к которому надо стремиться в бою, и достичь которого нелегко.

Работа в парах требует от спортсмена максимального внимания и молниеносной реакции. Это влияет на то, что невольно укорачивается амплитуда ударов, сокращается длина стойки, теряется равновесие. Все это ведет к потере эффективности действий бойца.
По личному опыту могу сказать, что если думать о повышении качества и эффективности боя, необходимо периодически возвращаться к кихону. Отработка идеальных перемещений, траекторий атак поможет повышению устойчивости тела и увеличению силы ударов.

Изучая кихон ката, на каждой новой ступени мы знакомимся с множеством ударных поверхностей рук и ног. В идеале необходимо не только их знать и уметь выполнять движения, главное, научиться ими пользоваться. Чтобы они стали грозным оружием, нужно осуществлять их укрепление как на мешках, так и на макиварах.

В последнее время о макиварах забывают, но этот прибор дает прекрасную закалку всем суставам и значительно укрепляет связки ударных частей тела.

В начале 80-х кубинские боксеры в своих тренировках активно использовали технику прямых ударов каратэ, а также тренажеры по типу макивар. Всё это помогло им повысить эффективность ударов и количество нокаутов.

Кихон является не только грозным оружием, но и прекрасным средством для восстановления спортсменов. До сих пор в традиционных школах ученики обязаны постоянно присутствовать на занятиях. В случае наличия травмы они не освобождаются от кихона, а напротив, стараются правильно выполнить его требования. Кихон способствует активизации кровообращения, восстанавливает мышечные надрывы, способствует их правильному формированию и заживлению, прекрасно укрепляет суставы ног и рук. Естественная циркуляция внутренней энергии во время концентрации и расслабления активизирует работу внутренних энергетических каналов.

Кихон одновременно сложен тем, что требует от учеников полной самоотдачи, а значит, и огромной духовной концентрации.

Выполняя эти простые формы, ученики должны осуществлять полный самоконтроль. Во время кихона выполняются все основные требования к медитации, концентрации сознания, контроль дыхания и тела. Ритмичная работа в рядах с криками способствует вхождению учеников в состояние боевого транса и выполнение техники на уровне подсознания. Рекомендую об этом помнить и стараться максимально использовать эти плюсы групповой медитации для повышения качества техники и формирования специальной силовой и скоростной выносливости. Работа в подобном режиме прекрасно формирует самоконтроль и волю к выполнению поставленной цели. Очень важно во время тренировки менять задания, чередуя их по уровню сложности, что является полезным упражнением не только для тела, но и для ума учеников, развивая у них навыки быстрого анализа различных ситуаций.

При работе в кихоне нужно помнить о работе в парах по типу иппон-кумитэ (бой на одно движение). Это работа является первым шагом к работе в парах, на нее следует обратить пристальное внимание, так как она дает возможность получить полную информацию об изучаемых техниках и их реальных возможностях. Необходимо на это обратить особо пристальное внимание, изучив прикладные аспекты кихона. Важно, чтобы для учеников изучаемая техника не осталась только в форме экзотических движений, надо добиться реального их понимания и умения применять практически. Иппон-кумитэ является идеальным методом для проработки подобного рода заданий.

Каратэ своим появлением в Европе обязано тем волшебным возможностям, которые демонстрировали истинные мастера этого искусства. Все это существует и является реальностью, и путь к вершинам мастерства лежит через кихон.

Нужно помнить, что каратэ – это путь самопознания и самосовершенствования. Работать над кихоном можно бесконечно, так как нет предела совершенству. Как показывает опыт, полностью уверен в себе ученик, а мастер всегда сомневается.

Шихан Александр Танюшкин (5дан)

Статья была опубликована в журнале Российской Федерации Каратэ Кёкусинкай – “Кёкусинкай Россия” №4 , январь 2001г.